Об автореподробнее
Родился: 10 февраля 1890 г., Москва, Российская империя
Умер: 30 мая 1960 г., Переделкино, Московская область, СССР

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК — русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века.

Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман), переехали в Москву из Одессы в 1889, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр, Жозефина и Лидия. Приблизительно до 1920 Пастернак носил по документам отчество Исаакович.

В…

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК — русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века.

Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман), переехали в Москву из Одессы в 1889, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр, Жозефина и Лидия. Приблизительно до 1920 Пастернак носил по документам отчество Исаакович.

В четырёхлетнем возрасте Борис Пастернак вместе со всей семьей переехал в казенную квартиру Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице.

Квартиру Пастернаков в то время посещали известные, знаменитые и гениальные люди — не только из среды художников. В квартире Пастернаков импровизировались небольшие домашние концерты, участие в которых принимали Скрябин, Рахманинов. Пастернак называл началом своего сознательного детства ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для Льва Толстого и его семьи.

В 1903 семейство Пастернаков снимало дачу в Оболенском под Москвой. Там они познакомились с семьей композитора Скрябина. Этим же летом Пастернак сломал ногу, которая срослась с укорочением. Постоянным усилием воли Пастернак умел скрывать свою хромоту.

Стихи Борис начал писать летом 1909, но первое время он не придавал им серьёзного значения и свои занятия поэзией не выказывал.

В 1908 окончил классическую гимназию, а затем учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета и окончил его в 1913. Но, кроме этого, ещё учась в гимназии, он за шесть лет прошел предметы композиторского факультета музыки (кроме оркестровки) и готовился сдавать экзамены экстерном.

К 1912 мать скопила денег и предложила ему поехать за границу. Пастернак выбрал Марбург, где в те годы процветала знаменитая философская школа, во главе которой стоял Герман Коген. Пастернак поехал на летний семестр. Его занятия протекали успешно, а Коген пригласил Пастернака к себе домой. Но тот на обед не пришёл; тем самым Борис Леонидович отказался от философской карьеры и вскоре уехал на две недели в Италию.

Среди знакомых семьи Пастернаков особую роль сыграл поэт Райнер Мария Рильке. Увлечение его творчеством формировало поэзию Пастернака. Огромное значение в его жизни имел Маяковский, неизменно ценивший Пастернака, несмотря на различные расхождения и даже небольшие ссоры. Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошёл в группу поэтов «Лирика», возглавляемую Юлианом Анисимовым. Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник «Лирика», изданный в 1913. В 1914 выходит его уже самостоятельный сборник, названный «Близнец в тучах». Сборник не привлёк к себе особенного внимания. Лишь Валерий Брюсов одобрительно о нём отозвался.

В период между Февральской революцией и Великой Октябрьской Пастернаком было создано много стихотворных и прозаических произведений.

В 1922 вышел сборник стихов «Сестра моя — жизнь». Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и самим им воспринималась как утверждение своей своей собственной творческой позиции.

Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Зарабатывать же переводами он стал уже в 1918-1921. В этот период им было переведено 5 стихотворных драм Клейста и Бена Джонсона, интермедии Ганса Сакса, лирика Гёте, Лерберга и немецких экспрессионистов. Отец, мать и сестры Пастернака уехали в Германию в 1921 для длительного лечения отца.

В 1922 Пастернак женился на художнице Евгении Владимировне Лурье. В эти годы писались стихи, включённые в сборник «Темы и вариации». История и собственная жизнь в прошлом становятся для него главными темами его больших произведений. В 1925 Пастернак стал писать стихотворный роман-поэму «Спекторский», в значительной мере автобиографический. Создаётся стихотворный цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 возникает замысел его прозаической книги «Охранная грамота», законченной им только два года спустя. В поэзии положения «Охранной грамоты» были применены и декларированы в сборнике «Второе рождение». Сборник «Поверх барьеров» выходил дважды — в 1929 и 1931. Он окончательно утвердил его положение в поэзии.

12ostrovskiyeugeniyalur.jpg
Евгения Лурье с сыном Евгением


В 1931 больная туберкулёзом жена Пастернака Евгения Владимировна уехала лечиться в Германию. А он отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл «Волны», в которых нашли отражение его впечатления от Кавказа и Грузии. Пастернак увлекается переводами с грузинского — особенно Паоло Яшвили, Тициана Табидзе, а впоследствии Николая Бараташвили. В 1938 Пастернак начинает переводить Шекспира. Первым он перевел «Гамлета». Над прозой в романном жанре он начинает работать еще в 1918.

В 1933 он начал снова писать прозу, которую продолжал с остановками до войны. Один из вариантов создававшегося романа сгорел при пожаре. Уцелевшие главы были посмертно опубликованы под названием «Начало прозы 1936». В 1952 Пастернак перенёс тяжелый инфаркт, но напряжённая творческая работа помогла ему преодолеть болезнь и продолжать жизнь, ощущая вновь её значимость. Он начал писать новый цикл своих стихов — «Когда разгуляется». Цикл составил его последнюю книгу. В последних своих стихах Пастернак не отступил от примет своего стиля, своего отношения к природе, а именно природа, мысли о Вселенной составили главную тему его поэзии и близкой к поэзии поэтической прозы. Он стремился писать понятнее, но всегда в пределах своего стиля.

Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, «Доктор Живаго» являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго.

Умер Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 после тяжелой болезни — рака лёгких. Он предчувствовал свою смерть; умирал с полным сознанием неизлечимости болезни.



картинка enjoy-the-silence
Доктор Живаго
Год выхода: 2007
"Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано косою полосой шафранового от занавеси до дивана..." Самые лучшие, самые сокровенные стихи Б.Пастернак вложил в уста своего любимого героя Юрия Живаго. Это роман - о любви, о России, о русской природе, о русской интеллигенции... Это роман обо всей нашей жизни. И он удивительно созвучен сегодняшнему дню.
«Я понял жизни цель» (проза, стихотворения, поэмы, переводы)
Пытаясь всегда и во всем « дойти до самой сути», Борис Пастернак, черпая творческие силы из раннего детства, доводит свой литературный талант до гениальных высот - будь то проза, поэзия или переводы. В этом сборнике наряду с известными и любимыми произведениями Б.Пастернака (повести «Детство Люверс» и «Охранная грамота», автобиографический очерк «Люди и положения», книги стихотворений «Начальная пора», «Второе рождение», «Темы и вариации», «Стихи Юрия Живаго» и другие, переводы Верлена,...


Свеча горела (сборник)
Год выхода: 2016
Творчество Бориса Пастернака – великого русского поэта, писателя, второго русского лауреата Нобелевской премии по литературе, автора знаменитого романа «Доктор Живаго» – органично сочетает в себе традиции русской и мировой классики с достижениями поэзии Серебряного века и авангарда. В книгу включены самые лучшие стихотворения Б. Пастернака, отражающие неповторимые грани его поэтического дарования.
Стихотворения и поэмы
Год выхода: 1993
Пастернаком надо переболеть. Не так как корью или гриппом, не ради иммунитета, а так как болеют высокой идеей, мучаясь от невозможности до конца постигнуть, сравнивая свои силы и возможности с силами и возможностями того, кто стал, пусть и на время, открытием, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости, необычности, его высокому трагизму. Потом это проходит, как проходит в конце концов всякая болезнь, но остается след. Запас поэтической энергии этого поэта, как...
Детство Люверс
Год выхода: 1991
В книгу вошли повести «Детство Люверс», «Охранная грамота» и автобиографический очерк «Люди и положения». Авторы комментариев — Пастернак Елена Владимировна, Пастернак Евгений Борисович; художник — Иващенко Петр Васильевич. Для старшего возраста.
Чрез лихолетие эпохи… Письма 1922–1936 годов
Год выхода: 2016
Письма Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – это настоящий роман о творчестве и любви двух современников, равных по силе таланта и поэтического голоса. Они познакомились в послереволюционной Москве, но по-настоящему открыли друг друга лишь в 1922 году, когда Цветаева была уже в эмиграции, и письма на протяжении многих лет заменяли им живое общение. Десятки их стихотворений и поэм появились во многом благодаря этому удивительному разговору, который помогал каждому из них преодолевать «лихолетие...
Доктор Живаго - русский и английский параллельные тексты
«Доктор Живаго» — итоговое произведение Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960), удостоенного за этот роман в 1958 году Нобелевской премии по литературе. Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно искренний рассказ о нравственном опыте поколения, к которому принадлежал Б. Л. Пастернак, а также глубокие размышления об исторической судьбе страны.
Весеннее контрагентство муз
Год выхода: 1915
Сборник под. ред. Д. Бурлюка и С. Вермель. Стихи: Н. Асеев, А. Беленсон, К. Большаков, Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, Д. Варравин, С. Вермель, В. Каменский, В. Канев, В. Маяковский, Б. Пастернак; Проза: Н. Бурлюк, Д. Бурлюк; Музыка: Н. Рославец; Рисунки: В. Бурлюк, Д. Бурлюк, А. Лентулов; Цветная репродукция: А. Лентулов. Тесты представлены в современной орфографии. http://ruslit.traumlibrary.net
Знаменитые песни ХХ века
Год выхода: 2023
«Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Я буду долго гнать велосипед…», «Важней всего погода в доме…», «Миллион алых роз» – строки, знакомые каждому. Эти песни – олицетворение души русского человека и его характера. В них органично сплелись история и современность, мудрость веков и краски сегодняшнего дня. Они волнуют, завораживают, вдохновляют, дарят надежду, призывают жить и побеждать. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
«Существованья ткань сквозная…»: переписка с Евгенией Пастернак, дополненная письмами к Евгению Борисовичу Пастернаку и его воспоминаниями
Год выхода: 2017
Евгения Владимировна Пастернак (Лурье) – художница, первая жена Бориса Пастернака; их переписка началась в 1921-м и длилась до смерти поэта в 1960 году. Письма влюбленных, позже – молодоженов, молодых родителей, расстающихся супругов – и двух равновеликих личностей, художницы и поэта… Переписка дополнена комментариями и воспоминаниями их сына Евгения Борисовича и складывается в цельное повествование, охватывающее почти всю жизнь Бориса Пастернака.
Руконог
Год выхода: 1914
Одно из поэтических течений Серебряного века — московская футуристическая группа «Центрифуга», образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика». Первым изданием «Центрифуги» был сборник «Руконог», посвящённый памяти погибшего в январе 1914 года И. Игнатьева. http://ruslit.traumlibrary.net
Лирень
Год выхода: 1920
Стихотворения и проза: Елена Гуро, Николай Асеев, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Григорий Петников, Велимир Хлебников, а также теоретическая статья Хлебникова «Наша основа». Тексты представлены в современной орфографии. http://ruslit.traumlibrary.net
Круг. Альманах артели писателей
Год выхода: 1923
Издательство Круг — артель писателей, организовавшаяся в Москве в 1922. В артели принимали участие почти исключительно «попутчики»: Всеволод Иванов, Л. Сейфуллина, Б. Пастернак, А. Аросев и др., а также (по меркам тех лет) явно буржуазные писатели: Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Эренбург. Артелью было организовано издательство с одноименным названием, занявшееся выпуском литературно-художественной русской и переводной литературы.
Круг. Альманах артели писателей
Год выхода: 1923
Издательство Круг — артель писателей, организовавшаяся в Москве в 1922 г. В артели принимали участие почти исключительно «попутчики»: Всеволод Иванов, Л. Сейфуллина, Б. Пастернак, А. Аросев и др., а также (по меркам тех лет) явно буржуазные писатели: Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Эренбург. Артелью было организовано издательство с одноименным названием, занявшееся выпуском литературно-художественной русской и переводной литературы.
Круг. Альманах артели писателей, книга 5
Год выхода: 1925
Издательство Круг — артель писателей, организовавшаяся в Москве в 1922 г. В артели принимали участие почти исключительно «попутчики»: Всеволод Иванов, Л. Сейфуллина, Б. Пастернак, А. Аросев и др., а также (по меркам тех лет) явно буржуазные писатели: Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Эренбург. Артелью было организовано издательство с одноименным названием, занявшееся выпуском литературно-художественной русской и переводной литературы.
Булань
Год выхода: 1920
Сборник стихотворений, изданный в 1920 году. Среди авторов сборника представители футуристов и имажинистов: И. Аксенов, Н. Асеев, С. Буданцев, Р. Ивнев, А. Кусиков, Б. Лившиц, Б. Пастернак, Г. Петников, В. Хлебников. https://traumlibrary.ru
Жив Крученых!
Год выхода: 1925
Сборник статей, посвященных разбору произведений А. Крученых и оценке его роли в русском футуризме: Б. Пастернак «Крученых», С. Третьяков «Бука русской литературы», Д. Бурлюк «Ядополный», Т. Вечорка «Слюни черного гения», С. Рафалович «Крученых и двенадцать». Содержанием книга повторяет сборник «Бука русской литературы» 1923 г., дополнив его лишь статьей Пастернака. Обложка Г. Клуциса, заставки И. Клюна. Издание Всероссийского Союза Поэтов. Тираж 1000 экз. https://traumlibrary.ru