Об автореподробнее
Родился: 5 августа 1910 г., Одесса, Российская империя
Умер: 23 февраля 1994 г., Калининград, Россия

Сергей Александрович Снегов (настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже по паспорту Сергей Иосифович Штейн) — русский советский писатель-фантаст и популяризатор науки.

Снегов Сергей Александрович родился в Одессе 5 августа 1910 года. Его отец Козырюк Александр Исидорович, полугрек-полунемец, большевик-подпольщик, а в 20-е годы — заместитель начальника Ростовского ЧК, оставил семью, когда будущий писатель был еще маленьким. Его мать, Зинаида Сергеевна, вторично вышла замуж за одесского журналиста Иосифа Штейна, который сыграл в судьбе Сережи огромную роль. Именно он настоял на том, чтобы мальчик, в свое время исключенный из второго класса гимназии, в 12 лет стал шестиклассником…

Сергей Александрович Снегов (настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже по паспорту Сергей Иосифович Штейн) — русский советский писатель-фантаст и популяризатор науки.

Снегов Сергей Александрович родился в Одессе 5 августа 1910 года. Его отец Козырюк Александр Исидорович, полугрек-полунемец, большевик-подпольщик, а в 20-е годы — заместитель начальника Ростовского ЧК, оставил семью, когда будущий писатель был еще маленьким. Его мать, Зинаида Сергеевна, вторично вышла замуж за одесского журналиста Иосифа Штейна, который сыграл в судьбе Сережи огромную роль. Именно он настоял на том, чтобы мальчик, в свое время исключенный из второго класса гимназии, в 12 лет стал шестиклассником рабочей школы. Однако время и судьба подкинули юному одесситу поразительные выверты: школа надоела, и, выкрав документы, он поступает в одесский физхим на физический факультет. Но физика соседствует в его сердце с философией, его теоретические работы привлекают к себе внимание, и в 21 год специальным приказом наркома просвещения Украины, продолжая учиться на физфаке, он назначается на должность доцента кафедры философии. Перед ним открываются блестящие перспективы, но... При проверке в его лекциях обнаружено отступление от норм марксизма-ленинизма.

Философию приходится оставить. Остается физика. Будущий писатель переехал в Ленинград, работал инженером на заводе «Пирометр». Но в 1936 году его арестовывали и отправили в Москву. Готовилось новое большое дело: три друга, три молодых и очень перспективных ученых, дети видных и разных родителей (революционер с дореволюционным стажем, известный меньшевик, соратник Дана, и один из лидеров партии правых эсеров) соединились для того, чтобы разрушить власть, которая дала им путевкув в жизнь. Один из обвиняемых сломался, впоследствии сошел с ума и умер в лагерях. С другим будущий писатель был почти не знаком. И, возможно, всех троих спасло то, что Сергей Снегов так и прошел отказником, не наговорил на себя, хотя — редчайший случай — провел в камерах Лубянки 9 месяцев. Но так или иначе, открытого процесса не получилось. И в 1937 году, получив по решению Высшей Военной Коллегии Верховного Суда СССР (прокурор — Вышинский, судья — Никитченко, будущий главный советский судья на Нюрнбергском процессе) 10 лет лагерей, Снегов отправился по кругам ада: Бутырки, Лефортово, Соловки, Норильск... О своем детстве и молодости он рассказал в автобиографических произведениях, многие из которых до сих пор не напечатаны.

В 1952 году в Норильске он знакомится со своей второй женой, приехавшей в Заполярье с мужем, военным финансистом, которого, впрочем, она оставила вскоре после приезда. За связь с ссыльным молодую девушку (она младше Снегова на 17 лет) исключили из комсомола, выгнали с работы, в управлении НКВД ей предлагали отдельное жилье, которого офицеры ждали по нескольку лет, только для того, чтобы заставить ее уйти от человека, которого она полюбила. Но Галя стояла насмерть. Между тем в Норильске происходила чистка: после уже подготовленного процесса врачей-убийц город собирался принять евреев, высланных из столиц. Чтобы очистить место, ссыльных, заведя новое дело, либо расстреливали, либо давали новые сроки и готовили к отправке в лагеря на побережье Ледовитого океана и на острова в Белом море, что фактически тоже являлось казнью, только медленной. Снегова должны были отправить на Белое море. Узнав об этом, Галя настояла на официальном браке, хотя в той ситуации это было равнозначно смертному приговору, поскольку она автоматически становилась членом семьи врага народа. Однако через три месяца после их росписи умирает Сталин...

Примерно в это время стало ясно, что из трех дорог, которые открывались перед разносторонне одаренным юношей, осталась только одна — писательская. Дело в том, что одну из его научных работ, посвященную процессу производства тяжелой воды, главный инженер Норильского металлургического комбината Логинов увез в Москву, и она попала на стол Мамулову, заместителю Берии, курировавшему ГУЛАГ. Интерес врага народа к запретной теме вызвал у бдительного чекиста подозрение, что все это делается для того, чтобы передать секреты Советского Союза Трумэну. И, вернувшись из командировки, главный инженер вызвал к себе писателя, запер дверь кабинета и сказал: «Пей, сколько влезет, баб люби, сколько сможешь, но науку оставь. Пусть они о тебе забудут. Я сам скажу, когда можно будет вернуться». И он сказал, только разрешение это запоздало — к тому времени дальнейшая дорога была определена: литература.

Но и литературная судьба Снегова не была гладкой. Если даже в силу обстоятельств он не всегда мог говорить правду (в его семье было уже двое маленьких детей), то он и никогда не лгал. Если можно было молчать, он молчал, когда молчать было нельзя, он говорил правду. Его вызывали в обком и Комитет Государственной Безопасности, предлагая подписать письма, осуждающие Пастернака и Даниэля и Синявского — он отказался. К тому же в одной из его первых повестей «Иди до конца» есть сцена, где герой слушает «Страсти по Матфею» Баха и размышляет о Христе. Профессор Боннского университета Барбара Боде в своем ежегодном обзоре советской литературы, среди других авторов разбирая и Снегова, имея в виду эту сцену, заявила, что русские реабилитируют Христа. Литературка ответила «подвалом» «Проверь оружие, боец». На очередную реплику Боде эта же газета разразилась разгромной статьей «Опекунша из ФРГ». Снегов попал в «черные» списки. Его перестали печатать. Не от хорошей жизни писатель, по прежнему не желающий лгать, ушел в фантастику. Его первый роман «Люди как боги» отвергли подряд четыре издательства. И все же именно фантастика, переведенная впоследствии на 10, если не больше, языков, принесла писателю известность, далеко выходящую за пределы его страны. © Фантастика onLine

В глухом углу
Год выхода: 1962
Роман С. Снегова посвящен молодым, только начинающим свою самостоятельную жизнь. Группа москвичей едет на далекую сибирскую стройку. Разны их характеры, по-разному складывается их судьба. Георгий Внуков, резкий, самолюбивый парень, уже отсидел в тюрьме за хулиганство, но находит в себе силы повернуть на честную дорогу. Ему помогает дружба с Леной, мятущейся умной девушкой, трудная, неровная любовь к красивой Вере. Брат его Сашка, эгоист и пьяница, не уживается в коллективе. Порывистый честный...
В полярной ночи
Год выхода: 1960
Первые роман Сергея Снегова, рассказывающий о жизни и работе людей в Заполярье во время Вликой Отечественной войны. Впервые роман был опубликован в «Новом мире» 1957 году. Данный текст соответствует книжному изданию 1960 года. В 1965 году вышло второе, переработанное издание романа.


Раскаяние
Год выхода: 1959
С одной стороны, нельзя спроектировать эту горно-обогатительную фабрику, не изучив свойств залегающих здесь руд. С другой стороны, построить ее надо как можно быстрее. Быть может, махнуть рукой на тщательные исследования? И почему бы не сменить руководителя лаборатории, который не согласен это сделать, на другого, более сговорчивого?
Происшествие в Боганире
Год выхода: 1959
Всё началось с того, что Марфе, жене заведующего факторией в Боганире, внезапно и нестерпимо захотелось огурца. Нельзя перечить беременной женщине, но достать огурец в Заполярье не так-то просто...
Взрыв
Год выхода: 1959
В повести «Взрыв» рассказывается о загадочной подземной катастрофе, в которую попадает молодой инженер Маша Скворцова, о работах по спасению рабочих, отрезанных от выхода пожаром в шахте, и упорных поисках неизвестного до того явления, вызвавшего несчастье. Впервые повесть была опубликована в журнале «Новый мир» за 1958 год.
Двадцать четыре часа
Год выхода: 1956
Повесть рассказывает о 24 часах из жизни первого секретаря горкома вымышленного города Рудный, где находится крупный горно-металлургический комбинат. Это первая повесть Сергея Снегова, впервые опубликованная в апрельском номере журнале "Нева" за 1956 год. Рис. А. Карасика.
Партийное мнение
Год выхода: 1955
В геологической экспедиции решается вопрос: сворачивать разведку или продолжать её, несмотря на наступление зимы. Мнения разделились.
Наши на большой земле
Отдыхающих в санатории на берегу Оки инженер из Заполярья рассказывает своему соседу по комнате об ужасах жизни на срайнем севере, где могут жить только круглые идиоты. Но этот рассказ производит неожиданный эффект...
В мире фантастики и приключений. Выпуск 8. Кольцо обратного времени. 1977 г.
Сборник "Кольцо обратного времени" объединяет произведения в основном ленинградских авторов. В нем наравне с известными писателями — И. Варшавским, В. Шефнером, О. Ларионовой, А. Шалимовым — представлены молодые фантасты, делающие первые шаги в этом популярном жанре. Открывает сборник роман С. Снегова "Кольцо обратного времени" — завершающая часть трилогии "Люди как боги". Содержание: Что такое научная фантастика и каково ее место в общем потоке советской литературы? Сергей Снегов. Люди как...
Остров, не отмеченный на карте
Доктор Альфред Сток не переставал удивляться неожиданному повороту своей жизни, пока отнюдь не радовавшей удачами: биография доныне складывалась не из шагов на высоты, а из падений в ямы. И вот теперь его пригласили работать на закрытый остров, где можно заниматься самыми бесполезными и необычными исследованиями. Но так ли уж бесполезны они?
Бритва в холодильнике
Талантливый инженер Эрвин Кузьменко, которого когда-то назвали гением усовершенствований, изобретает дешифратор мыслей – прибор, позволяющий «подслушать» мысли, обладающие высоким энергетическим потенциалом. Вскоре после этого он совершает убийство своего руководителя Карла Ванина. За расследование произошедшего берётся Рой Васильев…
Чудотворец из Вшивого тупика
Их оружием был человеческий взгляд, усиленный автоматическими устройствами. Двухметровый новобранец Эриксен был дурак – бесхитростен, как новорождённый. Таких давно не было на Марсе, Эриксен был плохим солдатом. Но он знал, что на далёкой Земле, покинутой его предками, не бывает пылевых бурь. И однажды Эриксен стал причиной катаклизма, потрясшего государственный строй.
Тридцать два обличья профессора Крена
Профессор Крен долгие 8 лет работал над машиной, способной производить искусственным способом взрослых людей с заданными характеристиками. Чтобы получить деньги на реализацию проекта, ему пришлось заключить соглашение с весьма подозрительной фирмой «Эдельвейс и братья». Фирма сразу же выбила из военного ведомства финансирование на создание завода по производству солдат. Цели профессора Крена были, однако, гораздо более гуманными, хоть и практически нереализуемыми…
В мире фантастики и приключений. Выпуск 10. Меньше - больше. 1988 г.
В очередной сборник фантастики ленинградских писателей входят повести и рассказы, в которых подняты проблемы развития человеческого общества в будущем, защиты окружающей среды, общения с внеземным разумом, раскрытия неограниченных возможностей человеческого мозга.
КОСМИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ. СБОРНИК РАССКАЗОВ
Сборник научно-фантастических повестей и рассказов выдающегося советского фантаста, объединенных как жанром «космический детектив», так и фигурами главных героев – братьев Роя и Генриха Васильевых. Только раскрывают они, физики по профессии, не преступления людей, а тайны природы, повинные в трагических событиях… В сборник вошли рассказы: УМЕРШИЕ ЖИВУТ СТРЕЛА, ЛЕТЯЩАЯ ВО ТЬМЕ МАШИНА СЧАСТЬЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОФЕССОРА БРАНТИНГА СВЕРХЦЕНТР БЕССМЕРТИЯ СКВОЗЬ СТЕНЫ СКОЛЬЗЯЩИЙ ПРИНУЖДЕНИЕ К...
Обида и раскаянье
Один из ненапечатанных снеговских рассказов (условное название сборника — «Знакомства и встречи»). Сетевая публикация: https://elimeri.livejournal.com/5355.html
Памяти Севера Гансовского
Небольшой очерк о жизненном и творческом пути советского писателя-фантаста Севера Феликсовича Гансовского. Опубликован в сборнике «День гнева» (М.: «Молодая гвардия», 1991), стр. 53-74 .
Арифметика любви
Все необычайные идеи молодого учёного Александра Панова неизменно кончаются стандартным провалом. Но его новый аппарат, умеющий измерять силу испытываемых эмоций, а прежде всего любви, к удивлению его начальника Роя Васильева, работает. Силу испытываетых чувств теперь можно измерить. Можно. Но нужно ли?