Об автореподробнее
Родился: 10 февраля 1919 г., Минск
Умер: 17 декабря 2001 г., Санкт-Петербург

Алекса́ндр Моисе́евич Воло́дин (настоящая фамилия Лифшиц; 10 февраля 1919, Минск — 17 декабря 2001, Санкт-Петербург) — русский драматург, сценарист и поэт, член Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь».

До Великой Отечественной войны преподавал русский язык в деревне Вешки Московской области, служил в армии, участвовал в боях, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.

1949 — окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Юнаковского). В том же году вступил в ВКП(б).

В 1949—1956 — редактор и сценарист киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 — старший редактор и член худсовета киностудии…

Алекса́ндр Моисе́евич Воло́дин (настоящая фамилия Лифшиц; 10 февраля 1919, Минск — 17 декабря 2001, Санкт-Петербург) — русский драматург, сценарист и поэт, член Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь».

До Великой Отечественной войны преподавал русский язык в деревне Вешки Московской области, служил в армии, участвовал в боях, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.

1949 — окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Юнаковского). В том же году вступил в ВКП(б).

В 1949—1956 — редактор и сценарист киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 — старший редактор и член худсовета киностудии «Ленфильм».

Сюжеты из повседневной жизни в пьесах «Фабричная девчонка» (постановка 1956), «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1961), «Ящерица» (1982), «Блондинка» (1984) и другие обнажают социальные, нравственные, психологические конфликты современного писателю общества.

Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти драматурга А. М. Володина.

Записки нетрезвого человека (сборник)
Год выхода: 2020
Книга «Записки нетрезвого человека» содержит «Оптимистические записки» (1967) и «Записки нетрезвого человека» (1999). Впервые под одной обложкой объединены два произведения автобиографической прозы Александра Володина, представляющие собой не только историю жизни автора на фоне духовной жизни страны, но и единое художественное целое. Издание включает обширные комментарии.
С любимыми не расставайтесь! (сборник)
Год выхода: 2012
Имя Александра Володина прочно связано с театром и кинематографом. Его пьесы несколько десятилетий с успехом идут на лучших сценических площадках, фильмы по его сценариям снимали известнейшие кинорежиссеры – Э. Рязанов, Г. Данелия, Н. Михалков. Искренность, редкостная правдивость, присущие его пьесам и сценариям, пронзительно звучат и в его автобиографических записках, в его прозе. И тем, что А. Володин понял и открыл для себя в жизни, он щедро и мужественно поделился с нами – его...


Осенний марафон
Год выхода: 2012
«Осенний марафон» — это грустная философская комедия о человеке, пытающемся быть хорошим для всех и, тем самым, загоняющем себя в угол. По сценарию, написанному на основе пьесы, Георгием Данелия в 1979 году был снят одноименный фильм.
Записки нетрезвого человека
Год выхода: 2012
«Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все посходивши с ума. Проба пера. Рыба теперь гниет не только с головы, но и с хвоста. Все больше вампиров, все меньше доноров, нехватка крови. Любящие люди сосут нас больше, чем остальные. За это и любят…»
«Бой абсолютно неизбежен»: Историко-философские очерки о книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
Год выхода: 1982
В книге доктора философских наук, профессора А.И. Володина рассказывается об условиях и причинах написания В.И. Лениным одного из важнейших своих философских произведений, об основных этапах работы над ним, об обстоятельствах его опубликования, о первых читателях и первых рецензентах, о его современном актуальном значении. Автором использован обширный, в том числе и малоизвестный, архивный материал. Книга предназначена для изучающих марксистско-ленинскую философию.
Лавров
Год выхода: 1981
В книге рассказывается о жизни Петра Лаврова, крупного мыслителя, ученого, публициста, идеолога революционного народничества, участника Первого Интернационала и Парижской коммуны, друга Маркса и Энгельса. Убежденный социалист, связанный с революционным подпольем России, он был властителем душ и учителем демократической молодежи. Авторы использовали в книге малоизвестные материалы, хранящиеся в советских архивах.
Герцен
Год выхода: 1970
В книге дается анализ философских воззрений великого русского революционера-демократа А. И. Герцена, показывается его отношение к гегелевской диалектике, эволюция его идей. Автор раскрывает своеобразие материализма Герцена, мыслителя, который, как подчеркивал В. И. Ленин, вплотную подошел к диалектическому материализму.
С любимыми не расставайтесь
Год выхода: 1969
Простая история о мужчине и женщине, опубликованная в общественно-политическом и литературно-художественном ежемесячном журнале "Аврора" №1 1969 г.
Кастручча [= Дневники королевы Оливии]
Год выхода: 1966
В «Кастручче» (1966, опубл. в 1988) автор создаёт условный мир, некое мифическое государство, где культ королевы-девственницы Оливии порождает страшную инфекцию, «каструччу», болезненное состояние общества вследствие запрета на человеческое живое чувство. «Кастручча» трагически прерывает жизнь прекрасной рыжей Роситы, а через двадцать лет — её дочери Дагни. Пьеса-антиутопия предупреждает о губительности любых средств насильственного подавления личности: разрушение старых и возведение новых...
Пять вечеров
Встреча вернувшегося из Воркуты Александра Петровича и его давней возлюбленной Тамары Васильевны, растянувшаяся на пять вечеров. Коммунальные кухни середины пятидесятых, Ван Клиберн и первый спутник по телевизору с водяной линзой, телефоны в общих коридорах.
Старшая сестра
Сироты Лида и Надя давно живут на попечении своего дяди, взявшего их на воспитание из детского дома. Дядя искренне мечтает о счастливой жизни для племянниц, и девушки, часто наперекор собственным судьбам, следуют его совету. Так старшая сестра – Надя – отказывается от своей мечты и делает всё, чтобы младшая стала актрисой, но спустя годы всё же сама приходит в театр…
Две стрелы: детектив каменного века
А с чего все начиналось? Хорошо начиналось. Все были равны и свободны. Люди, которые жили и охотились сообща, назывались — Род. Оттуда и пошли эти слова: родители, родина, родной… Но вот первые трещины стали рассекать этот род человеческий. А как, спросите? А примерно вот как…
А слёзы капали
Когда-то злой волшебник Тролль смастерил зеркало, в котором все доброе и хорошее исчезало, а все плохое, напротив, бросалось в глаза и выглядело еще отвратительнее. Как известно, зеркало разбилось на бесчисленное множество осколков, и тот, кому такой осколок попадал в глаз, начинал видеть во всем только дурное. И жить ему становилось тошно.. Одной из жертв осколков зеркала оказался наш современник Павел Иванович Васин. А тролли Серой пустыни стали внимательно наблюдать за тем, что с ним...