Меня потрясает проза Александра Дунаенко, наполненная истинностью и какой-то животворной жизненностью. Мне кажется,что я смотрю уникальное художественно– документальное кино или читаю лучшие рассказы Шукшина или Белова, хотя мне кажется, что эти самобытные писатели уступают Александру по мощности таланта… …эротические картины любви и просто связи с женщинами ЗАВОРАЖИВАЮТ и ПРИТЯГИВАЮТ… И нет в них ни тени отвращения, отталкивания и фальши… Мне даже страшно,что Александръ Дунаенко недооценен, и...
Рассказы Александра Дунаенко можно отнести к редкому жанру – «интеллектуальная эротика», хотя, на первый взгляд, такое сочетание слов может показаться несовместимым. Они нравятся, в первую очередь, женщинам. Умным, красивым и взрослым. «Это не проза, это – поэзия!» – восклицает одна из читательниц, прочитав «Нелюбимую». Но так можно сказать обо всех произведениях автора, где он пишет о любви. В сборнике представлены рассказы Александра Дунаенко разных лет.
«Шанс» – одна из последних новелл Александра Дунаенко и потому ещё не получила однозначной оценки критики. О повести «Есть ли жизнь на Марсе?..» тоже сказать почти нечего, кроме того, что Юз Алешковский назвал её одним из лучших произведений Александра Дунаенко.
Мужчинам понимающим и любящим Довлатова, Белова, Шукшина, чувствующим невероятную красоту фраз Набокова, есть чему удивиться, читая прозу Александра Дунаенко. А женщинам, любым женщинам его проза должна быть душевным бальзамом. Пусть её читают и примитивные дуры, и женщины, умные, интеллигентные, которые в 12-14 лет уже прочитали практически все мировые шедевры, которым близки герои всех САГ и которые способны «уноситься ветром» литературных замыслов.
Рассказы Александра Дунаенко… Сейчас о них говорят, что они опередили своё время. Редакторы «толстых» журналов хвалили автора за мастерство и отказывали в публикации по причине «неформата». Но ни отмена цензуры, ни гласность так и не открыли Александру дороги в «правильную» литературу. «Свет» произведения «неформатного» писателя увидели уже при появлении Интернета. Новеллы Дунаенко трудно отнести к какому-либо определённому жанру, хотя большинство его рассказов – о любви, об отношениях мужчин и...
«Я подумал, уже в который раз – почему-то при всей доступности любовной тематики, при всём том, что и интерес к ней всегда повышенный, никто почему-то не хочет писать о любви и делать при этом хотя бы небольшое умственное напряжение. Ведь основной инстинкт – он же не только для размножения, а и для того, чтобы мы становились лучше…».
Мир человеческих страстей и эмоций у Александра Дунаенко мне кажется живее и ярче мира классики женских и мужских образов, но главное он дарит нам какое-то новое понимание мира мужчины. В этом его особенная сила. Он позволяет посмотреть на мужчину так, как умеет смотреть любящая мать на своего сына, видя за его часто непутёвостью, огромный и сложный мир нереализованных талантов, которые жизнь превращает в бессмысленную растрату драгоценных возможностей… Надежда Либерман.
Из сотен, прочитанных в детстве книг, многим из нас пришлось по зернам собирать тот клад добра и знаний, который сопутствовал нам в дальнейшей жизни. В своё время эти зерна пустили ростки, и сформировали в нас то, что называется характером, умением жить, любить и сопереживать. Процесс этот был сложным и долгим. Проза же Александра Дунаенко спасает нас от долгих поисков, она являет собой исключительно редкий и удивительный концентрат полезного, нужного, доброго, и столь необходимого человеческого...
Юз Алешковский об Александре Дунаенко:
«…литературно одарен… Очень понравились первые два рассказа — про кота блистателен во всех отношениях — и „Есть ли жисть на Марсе“. Сюжет этой премилой новеллы задуман и решен превосходно…
…рассказик („Растение“) читается с большим интересом, даже с удовольствием, получаемым от премилого состояния словесности легко крутящегося сюжета и отсутствия пошловатых глупостей — хорошее сочинение…».
Иногда хочется выстрелить себе прямо в сердце, туда, где ты… Может быть, от этого тебе Будет, хоть немножечко, больно?.. Пишу стихи редко. А теперь совсем перестал. Думаю — наверное, у меня уже готово полное собрание стихотворений. Вообще-то жиденькое. Два — три десятка короткостиший за тридцать лет. Но это ведь — с какой стороны посмотреть? Брюсов, к примеру, говорил, что не обязательно писать длинные стихотворения. Всё равно запоминаются две строчки. А то и — одна. Поэтому можно сразу...
…милые дамы, мне немедленно захотелось с вами поделиться. Найдено решение для удовлетворения некоторых наших эмоциональных нужд! ( Почему только к милым дамам обращаюсь? Холодный мужской ум такой эмоциональной нагрузки не выдерживает. Проверено опытным путем – из любопытства я сую нос в каждый комментарий под каждым прочитанным рассказом. Чаще всего мужчины задают автору в разных вариантах совершенно нелепый, с женской точки зрения, вопрос: « Зачем Вы об этом пишете?» ) Итак, позвольте...
Писал всегда «в стол». Не сразу. Вначале отсылал свои рассказы в «толстые» журналы, а потом уже складывал их в стол. Конец восьмидесятых. И как-то вечером подумалось: – А, напишу-ка я что-то из рук вон безобразное. Всё равно – никто не читает, всё равно «в стол». Вот – не буду себя ограничивать никакими рамками приличий. Матами, возьму и напишу всё сплошными матами. И – про разврат. Разнузданный такой, грубый, откровенный чтобы без всяких ограничений. Читать всё равно никто не будет. Никто и...
Александру Дунаенко удаётся почти после каждого произведения поставить уникальный музыкальный аккорд, напоминающий звучание огромного оргАна с божественной музыкой, которая остаётся в душе и…тревожит… и наполняет мир сочувствием… и…ощущением чуда… которое неизбежно должно случиться и избавить от боли и страданий и от… бессмысленности и необратимости… смерти…
Надежда Либерман.
Проза Александра прекрасно написана и очень эротична. И если бы только это. Александр — автор умный и смелый. И, разогнавшись читать его рассказы, как щекочущую эротику, читатель рискует ушибиться о внутренние сложности, но это очень полезные ушибы. Есть у него рассказы, похожие на хитрые байки, из тех, что рассказывают друг другу мужчины, а затесавшийся меж своими Севела — записывает. Но есть и рассказы, похожие на лабиринты, в которых можно и заблудиться, — не завязнуть как в болоте, а...
Немного грустная, лиричная, разбавленная иронией, проза Александра Дунаенко посвящена вечной теме. Его рассказы — о любви и других чувствах, не поддающихся точному определению, но связывающих мужчину и женщину иногда на всю жизнь, а иногда лишь на миг.