Этвуд, Маргарет Элинор (англ. Atwood, Margaret Eleanor) (р. 1939), канадская писательница, критик. Одна из ведущих фигур на мировой литературной арене, ее произведения переведены более чем на 20 языков. При том что героинями Этвуд являются женщины, темы ее произведений универсальны: упущенные возможности, не сложившиеся отношения, призраки прошлого в настоящем, неведение и непонимание, усложняющие бытие людей.
Родилась 18 ноября 1939 в Оттаве. В 1961 получила степень бакалавра в Торонтском университете, в 1962 – степень магистра в Колледже Рэдклифф в Кеймбридже (шт. Массачусетс, США). Преподавала в разных университетах Канады.
Работа отца, энтомолога по профессии, вынуждала семью Этвуд забираться в самые глухие, необитаемые районы канадского Севера, что оказало определяющее влияние на творчество будущей писательницы. В ранних поэтических сборниках, первой своей книге Двойная Персефона (Double Persephone, 1961), а также в сборниках Детская игра (The Circle Game, 1966; премия генерал-губернатора, 1966) и Звери в этой стране (Animals in That Country, 1968), Этвуд прославляет мир природы, осуждает приверженность материальным интересам. С восторгом встреченный критикой, первый ее роман, Лакомый кусочек (The Edible Woman, 1969), продемонстрировал способность воссоздать внешнюю сторону жизни современной женщины. Ее героиня («лакомый кусочек») ощущает себя жертвой, воплощая собой «среднюю женщину», которую общество потребления воспринимает как безликую вещь.
В начале 1970-х годов Этвуд активно участвовала в возрождении канадской литературы, будучи редактором издательства «Ананси пресс» и политическим карикатуристом в левом журнале «Зис мэгэзин». Ее Дневники Сюзанны Муди (The Journals of Susanna Moodie, 1970) стали поэтическим переложением автобиографических набросков, сделанных в 1830-е годы первыми поселенцами в провинции Онтарио, чей ужас перед дикой и враждебной глушью претворяется в конечном счете в любовь, хотя и ценой великих жертв. Стихотворения книги Как вести себя под землей (Procedures for Underground, 1970) также строятся на метафорах «замкнутости». С мрачной язвительностью Этвуд формулирует свой воинственный феминизм в поэтическом сборнике Политика с позиции силы (Power Politics, 1971).
Второй роман Этвуд, Постижение (Surfacing, 1972), побудил критику сравнивать ее в Дж.Конрадом и Дж.Дики: как и у них, безжалостная и непостижимая природа ставит человека (в данном случае женщину) перед моральной дилеммой. Тогда же, в начале 1970-х годов, Этвуд опубликовала новаторское исследование Выживание: Тематика канадской литературы (Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature, 1972) и поэтический сборник Вы счастливы (You Are Happy, 1974), с переделкой гомеровской Одиссеи, как бы написанной Цирцеей, что свидетельствует о стремлении пересмотреть мифологические сюжеты и образы с феминистских позиций.
Роман Женщина-оракул (Lady Oracle, 1976) примечателен почти в сюрреалистической манере показанным чревоугодием и пародированием дешевой псевдоготической романистики. Проблематичный статус женщины стал темой рассказов, составивших сборник Танцующие девушки (Dancing Girls, 1977). Неспешное повествование романа Жизнь до человека (Life Before Man, 1979) строится на событиях внутренней жизни, объединяемых лирическим подтекстом, детально отражающим место действия книги – Королевский музей Онтарио.
Общественно-политическая деятельности Этвуд на посту вице-председателя Канадской ассоциации писателей (1980), президента англо-канадского национального ПЕН-центра (1984–1986) и члена организации «Международная амнистия» обусловила ее участие в 1980-е годы в борьбе с тоталитаризмом и цензурой на международном уровне и определила содержание ее поэтической книги Правдивые истории (True Stories, 1981), отразившись также в романе Телесные повреждения (Bodily Harm, 1982), действие которого происходит во время политических волнений на одном из островов в Карибском море. В обеих книгах присутствуют тюрьмы и пытки и звучит убежденность в том, что ответственность за творящиеся в мире беззакония несут все люди.
Статьи и рецензии Этвуд составили книгу Вторичные слова (Second Words, 1982). Во втором сборнике рассказов Замок Синей Бороды (Bluebeard's Egg, 1983) художественные приемы из арсенала сказок выявляют жестокость и женоненавистническую суть сказочных образов. На эту же тему (насилие «по половому признаку») писательница размышляет в стихотворениях в прозе, вошедших в книгу Убийство в темноте (Murder in the Dark, 1984).
В 1985 вышел из печати самый знаменитый роман Этвуд Рассказ служанки (The Handmaid's Tale). Отклики прессы были единодушно восторженными. Подобно романам О дивный новый мир (Brave New World) О.Хаксли и 1984 Дж.Оруэлла, книга стала классикой современной литературы. Затрудняясь обозначить ее жанр, ее рассматривали как «фэнтези» на тему будущего, сказку-предостережение, феминистский трактат. Книга, рисующая кошмарную патриархальную теократию, созданную мужчинами при содействии женщин и лишающую свободы тех и других, отвечая всем этим характеристикам, тем не менее не исчерпывается ими. Роман принес Этвуд вторую премию генерал-губернатора (1986) и был удачно экранизирован в 1990.
Этвуд принадлежат также романы Кошачий глаз (Cat's Eye, 1988), Невеста-воровка (The Robber Bride, 1993) и др. В 2000 она получила престижную премию «Букер» за роман Слепой убийца (Blind Assassin) – семейную сагу, в которую вмонтирован научно-фантастический роман.
За Избранными стихотворениями (Selected Poems, 1976) и сборником новых стихотворений Новолуние (Interlunar, 1984) последовали Избранные стихотворения II (1986), Избранные стихотворения. 1966–1984 (1990) и Стихотворения Маргарет Этвуд. 1965-1975 (Margaret Atwood Poems 1965–1975, 1991). Утро в сгоревшем доме (Morning in the Burned House, 1995), первый сборник стихотворений 1985–1995, свидетельствовал о новых источниках вдохновения Этвуд-поэтессы.
Другие ее произведения включают сборники рассказов Советы туристу в глуши (Wilderness Tips, 1991) и Славные кости (Good Bones, 1992), а также несколько детских книг и телепьес.
Энциклопедия