Об автореподробнее
Родился: 14 октября 1938 г., Россия

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.

Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

© Виноградова О., Мещерякова М.

Официальный сайт: rusf.ru/vk

Оранжевый портрет с крапинками
Год выхода: 2005
Повести «Оранжевый портрет с крапинками» и «Тополиная рубашка» рассказывают о дружбе, о борьбе Добра со Злом, о приключениях и романтических мечтах, о полетах и межпланетных путешествиях. В сборник также вошел кинороман о морских приключениях «Яхта «Кречет», или Снова о капитане Румбе», который публикуется впервые.
Мушкетёр и фея
Год выхода: 2005
Цикл небольших повестей, объединенных под названием «Мушкетер и фея», рассказывает о становлении характера Джонни Воробьева — от малыша до подростка. Вместе с героем растут, становятся все более многообразными и сложными его связи с миром и окружающими людьми. Повесть «Сказки Севки Глущенко» — о ребятах послевоенной поры. Второкласснику Севке, маленькому поэту и сказочнику, все труднее и труднее справляться с обрушившимися на него бедами. Но если не сдаваться и верить в свою мечту — она...


Лужайки, где пляшут скворечники (Сборник)
Год выхода: 2005
Вторая книга из цикла, рассказывающего о жизни Безлюдных Пространств. Драматическая реальность сплетается с многомерностью Вселенной, и обитатели Безлюдных Пространств с их помощью и по мере возможностей противостоят жестокости современного мира... Полосатый жираф Алик (повесть), стр. 5-110 Лужайки, где пляшут скворечники (роман), стр. 111-338 Бабушкин внук и его братья (роман), стр. 339-560
Дырчатая луна (Сборник)
Год выхода: 2005
Это первая книга из цикла, рассказывающего о жизни Безлюдных Пространств. Впрочем, Пространства эти вовсе не безлюдны. Но они пускают к себе только тех, кто не хочет людям зла... Здесь немало тайн и очень подходящие места для приключений. Но приключения порой вырываются из-под власти Пространств и становятся страшными и угрожающими жизни героев... ДЫРЧАТАЯ ЛУНА. Рассказ САМОЛЕТ ПО ИМЕНИ СЕРЕЖКА. Повесть ЛЕТО КОНЧИТСЯ НЕ СКОРО. Повесть ВЗРЫВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА. Повесть 
Звёзды под дождем
Год выхода: 2005
В сборник «Звезды под дождем» вошла одноименная лирическая повесть, а также наиболее известные произведения, раскрывающие одну из основных тем в творчестве Крапивина — школьных и внутрисемейных конфликтов мира детства и мира взрослых, облеченных властью над детьми.
Давно закончилась осада...
Год выхода: 2005
Роман и две повести, включенные в этот сборник, так или иначе связаны с Севастополем, который автор считает своей второй родиной. Главные мотивы книги — любовь к героическому прошлому, к флоту, морю и парусам. Элементы фантастики, которые вплетаются в ткань произведений, делают их приключенческие сюжеты еще более напряженными.
Синий треугольник
Год выхода: 2005
Этот сборник завершает цикл «В глубине Великого Кристалла». В отличие от предыдущих произведений, здесь больше взрослых героев и потому — больше взрослых тревог. Впрочем, бесстрашные мальчишки и девчонки всегда рядом со взрослыми и от тревог не прячутся. Ведь переделать мир без детской помощи невозможно.
Сказки о рыбаках и рыбках
Год выхода: 2005
Второй сборник цикла «В глубине Великого Кристалла». Герои этих произведений, мальчишки-Пограничники, наделены особым даром — способностью проникать в иные миры Вселенной. Их Дорога часто бывает тернистой, и ребят нередко подстерегают жестокие испытания. Только «крепкие духом и ясные душой» остаются верными дружбе, любви и долгу...
В ночь большого прилива (Сборник)
Год выхода: 2005
В сборник вошли произведения, составляющие начало цикла «В глубине Великого Кристалла». Куда бы ни заносила судьба мальчишек и девчонок, обладающих чудесным даром проникновения в дальние галактики и нездешние пространства, ребята эти должны знать: где-то светит окошко дома, в котором их ждут. А если на пути не осталось сил и опасность подступила вплотную, на помощь придут Командоры — защитники детства... [collapsed title=Содержание:]Владислав Крапивин. В ночь большого прилива (повесть),...
Портфель капитана Румба
Год выхода: 2005
XIX век. Искатели приключений отправляются на поиски портфеля пиратского капитана Чарльза Роберта Румба, в котором, согласно легенде, хранятся сокровища капитана. Однако вместо сокровищ друзья находят совсем иное... Вторая книга дилогии — «Пистолет капитана Сундуккера» — повествует о событиях, происходящих уже в наше время. В руки современных школьников попадает оружие, когда-то принадлежавшее известному капитану. В сборник также вошла повесть «Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного кота» — о...
Голубятня на желтой поляне (сборник)
Год выхода: 2004
Эта книга о том, как сила человеческих привязанностей оказывается сильнее межгалактических расстояний, безжалостного времени и поселившегося в мире зла. Правда, чтобы преодолеть одиночество, взрослым и юным героям надо пройти немало трудных путей и порой решаться на смертельный риск... А иногда, чтобы не разорвалась дружба, достаточно связать веревочкой две разбегающиеся планеты. Однако и это - после многих приключений, опасностей и трудов...
«Чоки-чок», или Рыцарь Прозрачного Кота
Год выхода: 2002
Увлекательная и забавная повесть-сказка из цикла «Сказки о парусах и крыльях». Однажды летом брат и сестра Леша и Даша совершенно случайно обнаружили, что в их доме живут Ыхало, Тень прозрачного кота Филарета и еще целая компания необыкновенных существ. Подружившись с ними, ребята узнают о государстве Астралия, и по особому приглашению ее Главного мага Леша отправляется в эту сказочную страну, где его ждут невероятные приключения. Неизвестно, сумел бы он преодолеть подстерегавшие его там...
Гуси-гуси, га-га-га...
Год выхода: 2002
По жестоким и несправедливым правилам, действующим в государстве, Корнелий Глас должен быть казнен. В ожидании исполнения чудовищного приговора он знакомится с ребятами из тюремного интерната, которые рассказывают ему старинную сказку о легендарной земле, где можно спастись от беды… Поняв, что это не вымысел, Корнелий решается бежать, взяв с собой новых друзей. От Петра, настоятеля древнего Храма, он узнает предание о великих Хранителях вечных Законов Вселенной, учителях и защитниках всего мира....
«Если» 1999 № 03
Год выхода: 1999
Владимир МИХАЙЛОВ. ПУТЬ НАЮГИРЫ В детективе известного фантаста знания передаются от поколения к поколению… Но очень своеобразным способом! Владислав КРАПИВИН. ТРАВА ДЛЯ АСТЕРОИДОВ На этом астероиде все невзаправдашнее, кроме стебельков зеленой травы и отчаянного желания вернуться на Землю. Василий ГОЛОВАЧЕВ. ПРИГОВОРЕННЫЕ К СВЕТУ Современные злодеи с удовольствием используют достижения науки в своих целях. Владимир ПОКРОВСКИЙ. ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ Устраивая гонки в виртуальных мирах,...
В ночь большого прилива. Повести
Год выхода: 1998
Повесть «В ночь большого прилива» рассказывает о борьбе ребят разных планет с якобы нерушимым злым «предначертанным будущим», с силами, которые пытаются растащить героев по несоединенным пространствам. «Оранжевый портрет с крапинками» - история студентки-практикантки, подружившейся с марсианином. «Баркентина с именем звезды» - сказка о дружбе мальчика и говорящего лягушонка.
Пионерско-готический роман, тинейджеры и «обескураживающие повторы»
Год выхода: 1994
Статья опубликованная в журнале «Уральский следопыт», № 8, 1994 г. О знатоке фантастического жанра, подававшем надежды, а ныне малоизвестном критике Романе Арбитмане, любителе по отношению к книгам Крапивина употреблять выражение «пионерско-готический роман»
Белый шарик Матроса Вильсона (Сборник)
Год выхода: 1993
Вторую книгу цикла «В глубине Великого Кристалла» составили новые фантастические повести «Крик петуха» и «Белый шарик Матроса Вильсона». Герои этих произведений, мальчишки-Пограничники, наделены особым даром — способностью проникать в иные миры Вселенной. Их Дорога часто бывает тернистой, и ребят подстерегают настоящие, жестокие испытания. Только «крепкие духом и ясные душой» остаются верными дружбе, любви и долгу, проявляя истинное мужество, благородство, жертвуя собой для спасения Друга. ...
Застава на Якорном поле (Сборник)
Год выхода: 1992
Три фантастические повести из большого цикла «В глубине Великого Кристалла»: «Выстрел м монитора», «Густ-гуси, га-га-га…», «Застава на якорном поле». В столкновении со злом и несправедливостью взрослого мира дети осознают свою незащищенность, но не думают сдаваться. В борьбе они обретают и надежных старших друзей, и искреннюю готовность прийти на помощь. Повести объединяет мысль о том, что достичь взаимопонимания в отношениях между людьми порой не легче, чем преодолеть грани многомерного...